Летний шабаш или назад в прошлое  


Ночка темная была
Очевидцы утверждают, что дело происходит так: за несколько секунд до наступления полночи в самой глухой чащобе из сердцевины большого куста папоротника выстреливает тонкий и длинный стебель. На конце этого стебля, который непрерывно колышется и извивается, начинает стремительно набухать большая почка, которая ровно в полночь лопается с громким и звонким щелчком, раскрываясь в прекрасный алый цветок. Цветок сияет неземным светом, от него словно летят искры, лепестки его шевелятся и выгибаются от огромного внутреннего напряжения, стебель-стрела мечется среди резных листьев. Но через миг чья-то неведомая рука с сатанинским хохотом срывает цветок, выхватывая его буквально из-под самого носа у счастливчика, наблюдавшего это чудо. И тьма вновь окутывает чащу.

Чья лапа срывает цветок, понятно - нечистой силы. Именно она старается лишить человека чудесного свойства видеть землю насквозь. Дело в том, что "папарать-кветку" искатели приключений стараются сорвать не для букета, а для обретения волшебного дара обнаруживать все клады, сколь бы глубоко и тщательно они ни были зарыты. Мало того, сорвавший цветок не будет знать отказа у женщин и получит в свое распоряжение нечистых духов леса, перед которыми будут пасовать все правители мира. Так что искать, вероятно, стоит.

Вообще нечистая сила в ночь на Ивана Купалу сильно активизируется. Ведьмы слетаются на свой "саммит" на Лысую гору под Киевом, русалки пытаются затащить свои жертвы под речные коряги, лешие "водят" оказавшихся в лесу. Но люди на происки и проказы нечисти в эту ночь не жалуются, более того - она как бы оказывается у них в союзниках. Что бы ни случилось в эту ночь, всегда имеется оправдание - бес попутал.

А что, собственно, может случиться?

Задач, которые люди решают в ночь на Ивана Купалу, несколько. С цветком папоротника все понятно. Но кроме того, желательно очиститься от скверны, прыгая через огонь. Отмыться от грехов, купаясь нагишом. Для особо романтичных - катаясь по росе. Разведать брачные перспективы, пуская венки по течению. Позаботиться о здоровье близких и своем собственном, собрав двенадцать трав: все они приобретают волшебной ночью особо целебные свойства.

Но это все, похоже, задачи отвлекающие. Ночь на Ивана Купалу с древности привлекала тем, что освобождала от ряда условностей. Девушка, потерявшая надежду обрести жениха, имела право выхватить из хоровода любого приглянувшегося ей мужчину и увлечь его в заросли. Ребенок, зачатый в купальскую ночь, считался священным, счастливым, его баловала вся деревня. Один из очевидцев древнего языческого обряда, кинорежиссер Андрей Тарковский, сумел заснять его для своего фильма "Андрей Рублев", так что мы теперь знаем, как все было на самом деле. Голые парни и девки всю ночь гонялись друг за дружкой, обливались водой, прятались и уединялись. Такое времяпрепровождение не потеряло актуальности и в наши просвещенные дни. В Интернете полно сайтов, где все про Ивана Купалу объясняется. И не про пестики и тычинки волшебного цветка, а по делу. Вот одно из таких разъяснений. "Само имя Купала обычно связывается с купанием, но более глубокое значение его - соединение-совокупление. На Купалу было позволено все, что считалось недопустимым в иное время: зрелые мужчины и женщины меняли своих сексуальных партнеров, открываясь своим потаенным чувствам и в том числе желанию сексуальной свободы"Такова природа языческих элементов в христианской традиции. Некоторые из обрядов претерпели значительные изменения, другие же, как, например, Купалье, остались практически неизменными..


Красивое поверье или Праздник любви
Купалье издревна считалось праздником самоочищения. Пройдя через огонь, воду и росу, которая исцеляет, любой из участников праздника становился недоступным для болезней и злых сил. Кстати, о силах. Раньше считалось, что только ведьмы не посещали Купалье и отказывались перескакивать через огонь. В народе не то чтобы с недоверием, а просто с сожалением относились к тем, кто не удосужился выбраться на праздник в заветную ночь:

А хто не быџ на Купаллi
Бадай яго закапали
Жану яго — калодаю.
Дзетак яго — цяльпушкамi.

Как много веков подряд, древнее обрядовое торжество Купалье пришло в Беларусь в ночь с 6 на 7 июля. Впрочем, люди знающие утверждают, что на самом деле ночь очищения должна быть самой короткой в году. Следующая за днем летнего солнцестояния, она знаменует собой поворот на зиму.

Лично я очень люблю этот праздник. Первый раз, когда я играла одну из важных ролей в нем, мне тогда было 16 лет. В мае меня пригласили на репетиции праздника Купалье в одну театрально-фольклорную группу, которая занимается научными историко-культурными изысканиями и возрождением традиционных обрядов старины. Я очень обрадовалась возможности обмануть время и провести его "несколько столетий назад".
Помню однажды, прочитав повесть о Купалье, я с грустью подумала:"Как жаль, что нельзя по-настоящему прочувствовать в наше время этот поэтический праздник, где правит Любовь, все вокруг веселятся, шутят, поют, играют. А еще это так романтично: теплая летняя ночь, игра огня в кострах, мягкий шепот реки, уносящий девичьи венки, аромат трав, девушки в традиционных нарядах... Действительно, жаль!.." Вот почему я была и обрадована и удивлена одновременно. сначала было много репетиций, но они всегда проходили очень весело и интересно. А потом ..

... И вот настал долгожданный праздник 23 июня. Наша группа на автобусах отправилась в живописнейшее место -- на высокие берега озера, рядом с которым расположен музей под открытым небом народной архитектуры и быта. Каждый год к нам присоединяются рыцари различных культовых орденов.
В ту ночь весь праздник снимало телевидение и потом был фильм о культуре, а некоторое время я постянно видела отрывок этого фильма в качестве рекламной заставки по TV, где я с моей сестрой сидим у костра…
В этом празднике много обрядов, а еще больше всяческих молодежных игр. Просто так не передать настоящую атмосферу праздника, сделанного по всем традициям, просто желаю всем хотя бы раз в жизни испытать подобное и увидеть это зрелище.
На Купалье пьют обрядовый напиток -- крупник, его рецепт приводится ниже.
Хочу рассказать о красивом поверье -- если на Купалье встретятся будущие любимые, то они будут вместе всю свою жизнь и никто, а тем более ничто не в состоянии нарушить этот мистический Закон Любви. А если они еще и прыгнут вместе через обрядовый костер -- то болезни и злые силы теряют над ними власть и они будут всю жизнь здоровы и родятся прекрасные детки...
В центр костра на высоком шесте устанавливается деревянное колесо (символ Солнца), его украшают. А когда шест перегорит, то это колесо, пылая, падает и катится по земле. И по обычаю, кто видит этот неожиданный момент падения будет счастлив в жизни.
Купальский костер должен поддержать силу настоящего солнца, которому, увы, пришло время повернуть на зиму. Наши предки, наверное, в утешенье себе придумали еще один ритуал: в эту ночь каждый имел право найти себе суженого (суженую). Вот почему после Купалья в белорусских деревнях праздновали не одну свадьбу, а к Благовещенью, когда возвращаются в родные гнезда аисты ( :)) ровно через 9 месяцев), ходили друг к другу в «отведки». Очень тесно, оказывается, переплетены древние обычаи с природой. По народным поверьям, реки в купальскую ночь светятся особым светом, а растения получают дар речи и даже могут переходить с места на место.
О предках, передавших эту дивную традицию нашим дедам, и дедах, которые не забыли привить любовь в Купалью нашим родителям, и о потомках, которые продолжат ее вслед за нами, вспомнил Купалиш, сжигая как символ всего отжившего и ушедшего в небытие дубовый венок, который сохранился с прошлогоднего праздника


Krupnik korzenny
Krupnik korzenny.


Szklanka spirytusu, 1/2 szklanki miodu, kawaіek cynamonu, kilka goџdzikуw, szczypta gaіki muszkatoіowej, 2-3 ziarna ziela angielskiego, 1/5 laski wanilii, kawaіek skуrki pomaraсczowej.


ann1bel@yahoo.fr


 
Хостинг от uCoz